SZ@SUZUKI-MOTOR.RU
Форсаж
Официальный дилер Suzuki
г. Санкт-Петербург, Камчатская улица, 9

САМЫЙ БЫСТРЫЙ МОТОЦИКЛ XX ВЕКА – 25 ЛЕТ SUZUKI HAYABUSA

На этот раз юбилейная хроника для любителей истории бренда Suzuki посвящена легендарному Hayabusa. 25 лет назад компания Suzuki выпустила на международный рынок флагманскую модель мотоцикла – GSX1300R Hayabusa. С тех пор – уже четверть века – этот мощный спортивный байк радует любителей высоких скоростей и из года в год из поколения в поколение подтверждает свои непревзойдённые характеристики по трём критериям: ускорение, прохождение поворотов и остановка.

История мотоцикла GSX1300R Hayabusa началась в конце 1990-х гг. с дерзкого замысла инженеров бренда Suzuki – создать «невероятный спортивный мотоцикл для эксплуатации на дорогах общего пользования» под эгидой концепции «Ultimate Sport». Это означало сделать мощный и высокоскоростной байк доступным для обычных людей, которые хотят ездить для своего удовольствия.

Название для такой машины родилось из метафоры. Hayabusa (隼) переводится с японского как «сапсан» – птица, которая считается воплощением скорости. Во время вертикального пикирования её полёт может достигать 325 км/ч. Кроме того, сапсаны охотятся на чёрных дроздов, что в 1990-х стало символическим выражением намерения Hayabusa сместить с лидирующих позиций Honda CBR1100XX Super Blackbird как самого быстрого на тот момент серийного мотоцикла в мире. В итоге Hayabusa удалось превзойти конкурента на целых 16 км/ч – новый лидер показал скорость 312 км/ч, что навсегда закрепило за японским байком статус самого быстрого в XX веке.

Однако достоинства Hayabusa не исчерпываются скоростью. Сразу после его появления на международном рынке в 1999 г., в прессе писали о его высочайшей для своего класса производительности, сбалансированном дизайне кузова с превосходной управляемостью, о надёжности и исключительных аэродинамических характеристиках.

1-ое поколение Hayabusa (1999 – 2007 гг.) - это спортивное «сердце» в японских доспехах. Взяв за основу двигатель объёмом 750 куб.см, который использовался на гонках супербайков, инженеры Suzuki улучшили его при помощи технологий, используемых в гоночных двигателях. Так у мотора Hayabusa появились цилиндры SCEM с выдающимися показателями рассеивания тепла и износостойкости, двухступенчатый впрыск топлива и система инерционного наддува SRAD.

Созданный в итоге двигатель представлял собой рядный 4-цилиндровый DOHC объёмом 1300 куб.см с боковым расположением цепи ГРМ с жидкостным охлаждением и шестнадцатью клапанами, приводимый в движение двойными верхними распределительными валами. Эта конфигурация обеспечивала рекордную мощность 128,7 кВт (175 л.с.) при 9800 об/мин и максимальный крутящий момент 138,2 Н·м при 7000 об/мин – наивысшие характеристики из всех когда-либо существовавших в спортивном мотоцикле.

Первой флагманской моделью стал GSX-R1100, оснащённый рядным 4-цилиндровым двигателем с водяным охлаждением мощностью 111,8 кВт (152 л.с.) при 10 000 об/мин и крутящим моментом 114,7 Н·м при 9000 об/мин. Для повышения устойчивости как при ускорении, так и при езде на высоких скоростях, соотношение распределения веса мотоцикла спереди и сзади было задано на уровне 51:49, то есть передняя часть мотоцикла была немного тяжелее задней.

Другим нововведением стало использование алюминиевой диагональной рамы, которая позволила добиться выдающихся аэродинамических характеристик за счёт низкого расположения секции трубы рулевой колонки. По сравнению с уже существующими рамами рама Hayabusa была на 15% более жёсткой.

Чтобы до предела уменьшить аэродинамическое сопротивление и максимально защитить водителя от ветра без ущерба для комфортной посадки, инженеры Suzuki взяли за основу конструкцию традиционных японских доспехов. Испытания в аэродинамической трубе и множество других данных позволили довести до совершенства уникальный дизайн байка.

Создатель внешнего вида Hayabusa Кодзи Ёсиура объяснял, что при работе над первым поколением мотоцикла целью было «создать несколько гротескный дизайн, сильное первое впечатление и абсолютно новый стиль, который не устареет в течение долгого времени и в итоге станет «лицом» Suzuki». Задуманное исполнилось. Внушительный и немного агрессивный внешний вид спортивного байка нашёл своих преданных поклонников – мотоциклы Hayabusa стали культовыми.

Для разработки 2-го поколения Hayabusa (2008 - 2020 гг.) было предпринято масштабное исследование. Выяснилось, что большинство обладателей мотоцикла были настолько очарованы моделью, что не хотели бы менять её слишком сильно. Поэтому инженеры Suzuki сконцентрировались на увеличении мощности двигателя и приведении байка в соответствие с новыми требованиями по шуму и выбросам, проведя лишь небольшой редизайн его внешнего вида.

Изменения в двигателе заключались в увеличении хода поршня на 2 мм и увеличении объёма двигателя до 1340 куб.см. Степень сжатия была увеличена с 11:1 до 12,5:1, а головка блока цилиндров стала более компактной и получила более лёгкие титановые клапаны, которые приводились в движение цепью с новым гидронатяжителем. Поршни были облегчены на 1,4 г, в них использовались кольца с ионным покрытием. Для избежания потери мощности в систему вентиляции картера были добавлены лепестковые клапаны для контроля волн давления во впускной воздушной камере.

Выхлопная система была переработана с использованием системы 4-2-1-2: четыре выхлопных патрубка сливались в две трубы, а затем соединялись в одну трубу, а затем разделялись на два увеличенных, более тихих глушителя. Выхлопная система также включала каталитический нейтрализатор и датчик кислорода, чтобы соответствовать стандартам «Евро-3» по выбросам.

Подвеска была модернизирована с помощью перевёрнутой вилки Kayaba диаметром 43 мм с ползунами, имеющими алмазоподобное углеродное (DLC) покрытие, и стала более жёсткой.

Технические улучшения в шасси включали в себя радиальные тормозные суппорты Tokico, которые позволили использовать диски меньшего размера и, следовательно, снизить неподрессоренную массу, что улучшило управляемость. Увеличение мощности переднего торможения потребовало более прочного нижнего тройного зажима. Задний тормозной суппорт был перенесён на верхнюю часть диска, что придало ему более лаконичный внешний вид.

Дизайн второго поколения Hayabusa был создан по итогам испытаний в аэродинамической трубе. Согласно замыслу всё того же Кодзи Ёсиура рельефные линии и изгибы байка вдохновлены мощью гонщика: «Я хотел создать подчёркнуто мужскую форму, которая бы намекала на развитую мускулатуру владельца Hayabusa».

Эргономические и косметические изменения модели 2008 г. включали в себя более высокое ветровое стекло и приборную панель, совмещённые с цифровым спидометром, а также новый индикатор передачи и переключения передач. Вес модели был уменьшен за счёт отказа от центральной подножки.

3-е поколение Hayabusa (2021 г.) - это полностью обновлённая модификация, воплотившая все новейшие инженерные достижения Suzuki. Сохранив статус самого быстрого в мире, Hayabusa стал ещё и одним из самых комфортных мотоциклов. Модель сохранила концепцию Ultimate Sport от первого поколения, а также получила уникальный дизайн с выдающимися аэродинамическими характеристиками и отличными ходовыми качествами.

Hayabusa третьего поколения имеет плавный, наклонный, агрессивный силуэт, характеризующийся рельефными поверхностями с острыми и резкими линиями. По сравнению с предыдущими моделями кузов байка третьего поколения получил более сложную окраску: два основных цвета и яркие мелкие детали вокруг передних воздухозаборников, на боковых обтекателях и в задней части. Впервые на мотоциклах Suzuki были применены поворотники со встроенными габаритными огнями – они размещены на внешних краях воздухозаборников.

Рядный четырёхцилиндровый двигатель объемом 1340 куб.см был оснащён электронной системой управления дроссельной заслонкой «Ride-By-Wire» и переработанным впускным и выпускным механизмом, что позволило увеличить мощность и развить больший крутящий момент на низких и средних скоростях. Двигатель был приведён в соответствие со стандартом выбросов «Евро-5» (версия для европейского рынка), который распространяется на новые мотоциклы, продаваемые в Европе с 2020 г. При этом производительность на высоких скоростях сохранилась за счёт улучшенных аэродинамических характеристик.

Suzuki Intelligent Ride System (S.I.R.S.) была оснащена переключателем режимов работы двигателя SDMS-α, который помог мотоциклистам выбирать настройки для пяти различных электронных систем управления, включая переключатель режима мощности, контроль тяги, контроль торможения двигателем и два других элемента управления. Активный ограничитель скорости системы S.I.R.S. был впервые адаптирован для серийных моделей в мотоциклетной промышленности. Он позволил устанавливать ограничение скорости, которое мотоцикл не должен превышать при определенных обстоятельствах. Например, для каждой электронной системы управления предлагались различные варианты режимов, соответствующие предпочтениям и навыкам водителя, а также условиям поездок – от передвижения по городу до путешествий и участия в гонках.

В ознаменование 25-летия Hayabusa компания Suzuki выпустила его юбилейную модель. Её особенности – оранжево-чёрный корпус, а также специальные цвета регулятора приводной цепи и внутренней части переднего тормозного диска. На корпус глушителя и приводную цепь добавлены оригинальные гравюры, а на баке – эмблема 25-летия и трёхмерный логотип Suzuki.

В настоящее время Hayabusa продается в 48 странах мира, включая США, Индию, страны Европы и Латинской Америки, а совокупный серийный объём производства составляет более 200 000 единиц.

Не удивительно, что вокруг Hayabusa образовалась мощная субкультура. В частности, ежегодно 8 августа поклонники и владельцы байка собираются на станции Хаябуса железной дороги Вакаса в префектуре Тоттори (Япония). В 2018 г., в десятую годовщину Фестиваля, на станцию Хаябуса съехались более 2000 мотоциклов.

Suzuki Hayabusa – это не просто самый быстрый спорт-байк. Это культура, свобода, драйв, жизнь.